Замок Вилландри возвышается вблизи Луары, недалеко от стоявшего
здесь в давние времена строения. 4 июля 1189 года, когда Вилландри был
укрепленной крепостью, здесь произошла встреча Филиппа-Августа, короля Франции,
с Генрихом II Плантагенетом, королем Англии. Беседа двух суверенов проходила в
средневековой юго-западной башне и закончилась подписанием мира в Азэ-ле-Ридо в
пользу Филиппа-Августа.
Несколько веков спустя владение перешло к Жану Ле Бретону, государственному
секретарю Франциска I, которому было поручено руководство строительством замков
Фонтенбло и Шамбор. Жан Ле Бретон, предки которого были выходцами из Шотландии,
решил построить свой собственный замок, у которого был бы нарядный, праздничный
вид, отличный от сурового облика средневековых крепостей. Он сравнял с землей
наиболее древние строения, за исключением донжона, и начиная с 1536 года
приступил к строительству нового здания, имеющего П-образную форму по отношению
к парадному двору, выходящему на Луару. Два больших крыла являются типично
ренсссансными, они построены по модели дворцов, возводившихся в начале XVI века.
Их фасады прорезаны большими окнами, обрамленными пилястрами с капителями
классического ордера, и украшены фризами и большими люкарнами с волютами и
тимпанами.
Широким фасадам придана легкая асимметрия (в линиях окон, в их длине и в
направлении крыльев); арочные галереи идут с обеих сторон двора.
Замок, частично окруженный рвом, был украшен огромными садами, расположенными на
трех разных уровнях. Ле Бретону, выполнявшему миссию посла Франциска I в Италии,
довелось увидеть множество садов, спланированных знаменитыми мастерами
итальянского Возрождения, садами, органично сливавшимися с архитектурой зданий,
выполнявшими своего рода роль аккомпанемента к ним. Эти итальянские сады
характеризовались строгими геометрическими линиями и ярко выраженным
архитектоническим решением. Основанные по итальянской модели, французские сады
занимают, однако, большие площади, делают ненужными крепостные стены и как бы
уменьшают внешние объемы зданий. Их широкие аллеи окаймлены цветущими партерами,
контуры которых подчеркнуты изгородью из подстриженного кустарника.
Декоративный сад средней террасы своими изысканными формами напоминает "сады
любви". И действительно, четыре больших квадрата украшены кустарником,
рассаженным в виде фигур - аллегорий любви. Северо-западный массив изображает
сердца, пронзенные стрелой - символ любви-страсти, тогда как северо-восточный
представляет веера, рога, любовные записки - символы любви-адюльтера, в нем
преобладают желтые цветы. На юго-западе - любовь-нежность с сердцами,
разделенными языками пламени, и масками, надеваемыми на балах; последний,
юго-восточный, массив представляет трагическую любовь с лезвиями шпаг и красным
цветом крови дуэлей.
В южной оконечности сада - три больших массива ромбовидной формы, с изображением
Креста Лангедока, Креста Мальты и Креста Страны басков. По другую сторону рва,
внизу раскинулся огород; за ним открывается перспектива деревни с колокольней
романской церкви. Это может быть самая необычная часть садового ансамбля с
большими многокрасочными партерами, составленными из овощей и фруктовых
деревьев. Подобная планировка восходит к временам далекой древности. В XVI веке
были созданы первые ботанические сады, в которых выращивались редкие растения,
происходившие из стран Америки неизвестные до той поры. Растения помещали в
декоративные сады, где проводилось наблюдение за их развитием и акклиматизацией.
Сад-огород Вилландри придерживается этой старинной традиции. Он был
восстановлен благодаря усилиям доктора Йохима Карвалло, который в начале этого
века перепланировал старые сады, вдохновившись чертежами Андруэ Дюсерсо. В
квадратах рассажена капуста, морковь, свекла, салат-латук; овощные посадки
перемежаются с яблоневыми и грушевыми деревьями, ветви которых образуют шпалеры
аллей. Фонтаны, первоначально предназначавшиеся для орошения, составляют
дополнительный элемент украшения этого зеленого пейзажа.
В 1574 году замок принадлежал маркизу де Кастеллан, который реконструировал его
в духе своей эпохи: окна получили арочное обрамление, были добавлены балконы, на
нижнем этаже колоннада двора была закрыта стеной, с тем чтобы разместить кухни и
новые коридоры. Служебные помещения, расположенные с северной стороны замка,
предохраняют сады от холодных ветров. Этот свой вид замок сохранял до 1906 года,
когда доктор Карвалло, врач и большой поклонник искусств, решил вернуть замку
его первоначальный облик. Карвалло встал во главе Ассоциации, объединившей
владельцев исторических памятников, что позволило открыть для широкой публики
многие замки и дворцы.
Расположен в 15 километрах от Тура. Проезд по автодороге D7.
Открыт для посещения ежедневно.
Среднегодовое количество посетителей - 310 тысяч человек.
Замок Вилландри – самый последний замок в Долине Луары, сооруженный в
эпоху Ренессанса (1532 – 1536 гг). Знаменит, прежде
всего, своими великолепными 3-х уровневыми садами:
верхний — водная гладь прудов, средний — музыкальные
инструменты и любовные чувства, нижний — гирлянды
разноцветных овощей. Это единственный подобный
уникальный комплекс парков и садов в Европе,
включающий философские сады, сады любви,
геральдические и овощные сады. Замок обставлен
великолепной мебелью, а арабский потолок XV века,
собранный из 3600 частей, не оставит никого
равнодушным.
Ежегодно замок посещают 310 000 туристов.