Недалеко от Анжера, в
окрестностях Бриссак в старину было множество
мельниц. Название местности происходит от прозвища,
данного мельнику еще в эпоху Каролингов. Будто этот
мельник имел обыкновение высыпать зерно через дыру,
проделанную в метке, откуда и прозвище "Breche-sac"
(дыра в мешке), лежащее в основе современного
названия "Бриссак".
Фульк Нерра, граф Анжуйский, приказал возвести здесь
замок-крепость, владельцы которого, постоянно
менявшиеся вплоть до 1434 года, были людьми военного
звания. Затем замок был приобретен Пьером де Брезе,
лицом, приближенным ко двору, занимавшим
неоднократно пост министра при Карле VII и Людовике
XI. Он предпринял работы по обновлению
фортификационного сооружения. Сегодня только две
угловые башни с машикулями в готическом стиле
сохранились от той эпохи.
В 1502 или, может быть, в 1492 году Рене де Косее
купил замок с прилегающими землями. Рассказывают,
что срочная продажа замка Жаком де Бризе последовала
сразу же после убийства его жены Шарлотты и ее
любовника, с которыми он, якобы, собственноручно
расправился...
По преданию, призрак хозяйки замка еще и в наши дни
бродит по его залам. Здание замка в значительной
степени пострадало во время религиозных войн, а в
1614 году было восстановлено Карлом П де Косее,
герцогом де Бриссак, маршалом Франции.
Он обратился к знаменитому архитектору Жаку Корбино,
который предложил ему проект грандиозного
сооружения, представлявшего собой, судя по чертежам,
уникальный образец для своего времени. Сооружение
должно было иметь 7-8 этажей - высота, необычная для
построек начала XVII века.
Работы велись главным образом в центральной части
старой конструкции, башни которой оставались
нетронутыми до 1621 года. Карл II де Косее
принадлежал к партии Католической Лиги и открыл
ворота Парижа Генриху IV. Он умер в 1621 году, после
чего все работы были приостановлены. Вскоре замок
был покрыт кровлей, так и не достигнув
предполагаемой высоты.
Здание испытало на себе явное влияние итальянского
искусства Возрождения, вдохновившего до этого многих
зодчих, работавших в Долине Луары. Восточный и
северный фасады, выходящие соответственно на
небольшой город Бриссак и на парк вблизи Обанса,
обнаруживают некоторую асимметричность, несмотря все
их изящество. Над шиферными крышами взметнулись
вверх высокие каминные трубы, а окна увенчались
треугольными и арочными тимпанами, непрерывными и
разорванными.
Именно в этом замке 12 августа 1620 года произошло
одно из очередных примирений Людовика XIII с его
матерью Марией Медичи, вдовой Генриха IV, поднявшей
войска против своего сына. По этому поводу герцог
Коссе-Бриссак устроил грандиозные торжества.
Примирение происходило в Комнате Юдифи в присутствии
высшего духовенства страны сразу же после подавления
выступления мятежных войск под Пон-де-Се.
Затем в течение многих столетий замок оставался
собственностью семьи Коссе-Бриссак, которая
гордилась знатностью своего рода, насчитывающего
четырех маршалов Франции, главнокомандующего
артиллерией, пятерых губернаторов Парижа и множество
других государственных деятелей.
Апартаменты замка украшены резными деревянными
панелями, балки их потолков богато расписаны, а
обстановка до сих пор составлена из ценных старинных
предметов мебели. В Комнате Юдифи можно восхищаться
замечательными гобеленами, необычайно насыщенными по
цвету, и изящным камином; большой Зал Гвардейцев
украшен шпалерами, гербами, седлами и оружейными
принадлежностями. В Столовой - две великолепные
лестницы со сходящимися наверху перилами в стиле
Людовика XIII. В других залах замка - множество
семейных портретов, выполненных знаменитыми
мастерами. В южной готической башне, "входящей в
новый замок, построенный наполовину на месте старого
замка, почти разрушенного" (по определению, данному
герцогом своей резиденции), находится частная
капелла, где можно видеть мраморный барельеф -
произведение Давида д'Анжера, местного скульптора,
необычайно плодовитого в первой половине XIX века. |