Шамбор - самый впечатляющий из всех замков Луары. На
тему Шамбора можно устраивать конкурсы эпитетов. Один из французских классиков
сравнивал крышу замка с прической женщины, у которой ветер растрепал волосы,
другой видел в нем повторение сказочных чертогов Багдада и Кашмира. Именно
здесь, в Шамборе, в XVII веке под музыку Жана-Батиста Люлли устраивались
премьеры пьес Мольера. В нем одном можно путешествовать круглый год: в замке
столько же комнат, сколько дней в году.
Местность, на которой он возвышается,
принадлежала в Х веке графам Блуа, Шампани и Шатийона. В 1392 году она была
приобретена Людовиком Орлеанским.
Когда герцог Орлеанский взошел на трон под именем Людовика XII, домен стал
собственностью французской Короны. Этот элегантный замок был построен кузеном и
преемником Людовика XII - Франциском I, который в 1515 году в возрасте 20 лет
стал королем Франции. Его очень привлекала личность Лоренцо Великолепного,
крупного политика и щедрого флорентийского мецената.
После взятия Милана Франциску I посчастливилось увидеть архитектурные шедевры
Северной Италии и тогда же он пригласил во Францию Леонардо да Винчи. Страстное
желание короля увидеть здание, которое могло бы соединить в себе стиль
итальянского Возрождения с традиционным французским стилем было удовлетворено
лишь частично с реконструкцией замка Блуа Леонардо да Винчи в 1517 году работал
над проектом замка, который так никогда и не был осуществлен; в 1519 году он
умер в Кло-Люсе вблизи Амбуаза. В этот
же год были начаты строительные работы по возведению здания,
предназначавшегося для
того, чтобы стать украшением охотничьего поместья Шамбор. Старинное крепостное
сооружение было снесено, чтобы уступить место новому замку. В строительных
работах по возведению и дальнейшему расширению здания, начатых с 1526 года, было
занято более 1800 человек. Имя архитектора, создавшего этот проект, до нас не
дошло, но анализ каркасных сооружений обнаруживает огромное влияние Леонардо да
Винчи и явное сходство с некоторыми разработками Доменико да Кортона. Во время
своего пребывания во Франции в правление Карла VIII Доменико да Кортона выполнил
в дереве макет замка с квадратным донжоном и с большими крестообразно
расположенными залами, разделявшими каждый этаж на четыре сектора с идентичными
апартаментами. По проекту на одной из линий креста была расположена лестница с
прямыми маршами, соединявшая все этажи. Жилой корпус замка Шамбор кажется очень
похожим на этот макет замка и таким образом имеет все основания относиться к
итальянской архитектуре классического направления. План в форме креста не
использовался со времен античности, и только Браманте сумел возродить его к
жизни в 1507 году в базилике Св. Петра в Риме. В кессонированном потолке также
чувствуется влияние этого выдающегося памятника церковного зодчества.
Разделение
этажей на самостоятельные, но идентичные апартаменты свидетельствует о сильном
влиянии тосканских вилл той
эпохи, тогда как большие террасы
и великолепная винтовая лестница, помещенная в центре крестообразно
расположенных залов, обнаруживают влияние стиля Леонардо да Винчи. Этот тип
лестницы, хотя и имеет отношение к средневековой традиционной схеме, отличается
от нее своим оригинальным разделением на два, не соединяющихся друг с другом
витка с многочисленными открытыми проемами по рукавам коридоров. Другая связь с
французской средневековой традицией выражена в угловых башнях жилого корпуса,
органично включенных в здание.
Работы продолжались в течение многих лет; в 1537 году был закончен жилой корпус,
а в 1540 году построено два этажа в крыле с королевскими апартаментами, нижний
этаж крыла с капеллой и стены прилегающих служебных построек; и только в 1547
году после смерти короля было закончено строительство крыла с королевскими
апартаментами. В это же время капелла была возведена на уровень второго этажа,
12 лет спустя к ней был добавлен третий этаж, но здание оставалось без кровли
вплоть до 1684 года.
Жилой корпус являлся резиденцией двора; на каждом из трех его этажей находились
крестообразно расположенные залы, в которых протекала повседневная жизнь
обитателей замка. На третьем этаже в залах с кессонированными и сводчатыми потолками устраивались
балы. В секторах, разделенных перекладинами креста, размещалось по четыре
апартамента на каждом этаже, а четыре других находились в угловых башнях.
Апартаменты включали в себя одну большую залу той же высоты, что и этаж, и две
другие комнаты - спальню и гардеробную, над которыми располагались комнаты
прислуги. Большая часть комнат, а точнее 365 из 440, были снабжены каминами,
дающими возможность автономного отопления.
Увенчанная фонарем центральная лестница с двойной спиралью поднималась на все
этажи до самой крыши. Эта лестница несомненно имеет отношение к проекту замка
Леонардо да Винчи с его лестницей из четырех маршей, накладывающихся друг на
друга, но нигде не пересекающихся. Очень возможно, что лестница Леонардо да
Винчи и задумывалась для замка Шамбор, но впоследствии в процессе строительства
была упрощена.
Наверху лестницы расположена большая терраса, также имеющая непосредственное
отношение к замыслу Леонардо да Винчи. Отсюда открывается великолепный вид на
островерхую кровлю замка.
Даже на расстоянии можно заметить, как вся верхняя часть замка взметнулась в
небо своими люкарнами, украшенными в типично итальянском стиле пинаклями,
фонариками, каминными трубами, орнаментированными
колоннами, фронтонами,
скульптурными саламандрами, узорами из кровельного сланца, напоминающими
облицовку из итальянского полихромного мрамора. В центре кровли вытянулась самая
высокая часть - фонарь, высотой 32 o метра, который венчает винтовую лестницу.
Изначально этот фонарь был сквозным, витражи являются более поздним добавлением.
Купол фонаря поддерживают выступающие сводчатые арки средневекового
происхождения. Скульптурное убранство интерьеров замка, выполненное в 1525-1550
гг., явно тяготеет к итальянскому классическому искусству. Резьба капителей
классического ордера обнаруживает, однако, типично французский вкус.
Королевские апартаменты, для которых требовалось обширное пространство, не могли
разместиться в жестко разграниченных равносторонних отсеках жилого корпуса,
поэтому в 1526 году были построены два крыла, предназначавшиеся специально для
апартаментов короля и капеллы. Это добавление, хотя и не предусмотренное в
первоначальном проекте, прекрасно вписалось в общий ансамбль по стилю, замыслу и
пропорциям уже существовавшего здания. Для разработки проекта был использован
модуль, соответствующий каждой стороне жилого корпуса, модуль, увеличенный в три
и в два раза, чтобы таким образом достигнуть необходимой ширины и глубины
построек.
Апартаменты короля, расположенные в северо-восточном углу, включали две
дополнительные комнаты: огромный вытянутый зал, предназначавшийся для
официальных приемов, освещенный чередой окон, похожих на окна некоторых залов
дворца Фонтенбло, и другой, меньших размеров зал, в который можно было подняться
по лестнице. Этот зал, служивший рабочим кабинетом, был выполнен в стиле
итальянского Возрождения. Кессонированный потолок зала, с двух сторон
освещаемого окнами, прорезанными в стенах, украшен скульптурными рельефами,
воспроизводящими саламандру и букву Р - эмблему короля Франциска I.
Капелла,
расположенная в северо-западной части, также навеяна итальянским искусством,
восходящим к античности: две парные колонны дорического ордера и фронтоны
соединяются на верху большого свода, который в первоначальном проекте имел также
кессонированную декорировку. План замка, строго симметрический, имеет
символическое значение: жилой корпус с его идентичными апартаментами,
предназначавшимися для дворцовой знати, был расположен между королевским крылом
и крылом с молельней, то есть между властью земной - преходящей, и властью
небесной - вечной. Другие аналогии возникают при внимательном изучении парка:
деревья высоких строевых лесов символизируют собой французский народ, защищенный
границами страны, представленными круглой крепостной стеной, длиной в 33
километра...
Жизнь в замке протекала в основном на лестницах и в крестообразно расположенных
залах. Чтобы подняться на тот или иной этаж, обитатели замка, кроме центральной
лестницы, могли воспользоваться и другими винтовыми лестницами, построенными в
угловых башнях. На нижнем этаже располагались туалетные и ванные комнаты.
Франциск I бывал в Шамборе только наездами, приезжая туда вместе со своей второй
супругой Элеонорой Габсбургской и своей фавориткой Анной д'Эйи. За исключением
официальных встреч, он наведывался в замок только раз в два года на несколько
недель охотничьего сезона. В распоряжении французской Короны было множество
других замков, и перемещения короля и его двора были довольно частыми. В ту
эпоху перевозили мебель и гобелены из одного замка в другой; гобелены служили в
основном для обогрева апартаментов, остававшихся запертыми во время "мертвых
сезонов".
С
особым размахом и пышностью прошло в Шамборе парадное торжество, организованное
церемониймейстером - бароном Монморанси, в зиму 1539 года по случаю визита Карла
V. Императорская свита, предваряемая юными девушками, разбрасывающими лепестки
цветов, была в таком восхищении от замка и его интерьеров, что определила его
как "синтез всего самого прекрасного, на что способен человеческий гений".
Франциск I, чрезвычайно ценивший женскую красоту, приблизил к своему двору 27
девушек благородного происхождения, множество девушек украшало также и свиту
королевы. Король утверждал, что "двор без женщин, как год без весны, а весна без
роз". Однако осенью 1545 года он с грустью написал алмазом своего перстня на
стекле окна: "Как часто женщины непостоянны, безумен тот, кто верит им...".
После смерти короля двор переехал в
Париж. Генрих II, сын Франциска I, продолжил работы в замке. Так, он занялся
постройкой третьего этажа капеллы, а также других частей замка, которые приказал
украсить своей монограммой. Именно в замке Шамбор в 1552 году был подписан
договор, подтверждавший присоединение к французской Короне трех епископств -
Меца, Туля и Вердена, которые ранее ей принадлежали. В 1559 году, после смерти
Генриха II, в работах снова наступила остановка, хотя его вдова Екатерина Медичи
иногда приезжала в замок вместе со своими детьми. Карл IX очень любил охоту; по
этому поводу сохранилось множество историй, свидетельствующих о силе и ловкости
короля как всадника и охотника. Рассказывали, например, что он преследовал оленя
до его полного изнеможения, не спуская свору собак. Другой раз, проскакав без
устали 10 часов и загнав пять лошадей, он так громко дунул в свой рог, что из
того потекла кровь.
После его смерти,
наступившей в 1574 году, замок оставался не занятым в течение 50 лет, так как
Генрих III и Генрих IV посещали его крайне редко. В 1626 году Людовик XIII
уступил графство Блуа, куда входил и Шамбор, своему брату Гастону Орлеанскому.
Этот дар проистекал не столько из родственных чувств, сколько из стремления
привязать к себе брата, верность которого не всегда выдерживала испытания.
Гастон Орлеанский, став хозяином замка, возобновил работы по его обновлению;
рассказывают, что он любил играть со своей дочерью, будущей "Великой
Мадемуазель", на центральной лестнице замка, поднимаясь и спускаясь по ее
ступеням, тогда как малышка, бегая по другому витку лестницы, никак не могла его
поймать.
Позднее Шамбор был вновь присоединен к владениям французской Короны. Людовик XIV,
посетивший замок всего девять раз, произвел там, однако, большие преобразования.
Так, он не пожелал жить в старом крыле Франциска I, а разместился в новых
апартаментах, возведенных перед замком. Начиная с 1680 года резиденцию обогатили
новые залы второго этажа и роскошное внутреннее убранство, в это же время был
оформлен новый монументальный вход, украшенный фронтоном. Окружавшая замок
территория, покрытая дикорастущими травами и кустарником, была частично
преобразована в парк.
В 1669 году Мольер и Люлли создали здесь своего "Господина де Пурсоньяка". Они
разыграли эту пьесу в замке перед королем еще до премьеры. В связи с
недомоганием одного из актеров Люлли в последний момент дал согласие сыграть
роль одного из врачей, чтобы не лишить суверена его любимого удовольствия.
Однако, невзирая на бесспорный талант комика и обилие буффонадных сцен, Люлли
заметил, что Людовик XIV не смеется; даже сцена с врачами не смогла развеселить
короля. Тогда Люлли отважился на импровизацию: подойдя к краю сцены, он прыгнул
на клавесин в оркестре, который
разбился с огромным грохотом на тысячу мелких частей. Только после этого король
разразился смехом и принялся аплодировать: отныне успех спектаклю был обеспечен.
На следующий год в замке давали другую пьесу Мольера "Мещанин во дворянстве".
Шамбор был также свидетелем зарождающейся страсти "Великой Мадемуазель" к Лозэну;
Анна Мария Луиза Орлеанская сделала свой выбор, написав имя своего избранника
кончиком пальца на зеркале.
Людовик XIV, увлеченный военными проектами, не довел строительные работы до
конца. В 1725 году Людовик XV отдал Шамбор своему тестю Станиславу Лещинскому,
который возобновил строительство. Двадцать лет спустя замок перешел к маршалу
Саксонскому, покорителю Праги, Фонтенуа, Рокура и Лоуфельда. Он ввел в замок
волонтеров своего полка, состоявшего из поляков, венгров, турок и татар, одетых
в блестящие униформы, и Шефскую роту мартиникцев на белых украинских лошадях. В
1750 году маршал, питавший слабость к прекрасному полу, умер при загадочных
обстоятельствах; по официальной версии, это случилось от, якобы, запущенной
простуды, однако ходили слухи, что любовная страсть, вспыхнувшая между маршалом
и принцессой Конти, стала причиной того, что герой Рокура был сражен ударом
шпаги принца. После его смерти в знак траура пушки замка стреляли каждые
четверть часа в течение шести дней.
Сменив многочисленных владельцев,
замок попал под карающий меч Революции, когда он
чуть не был разрушен; в 1793 году все его
великолепное убранство было вывезено. Положение
замка, уже бывшее критическим, не улучшилось во
времена Наполеона, когда он перешел в руки маршала
Бертье. Несмотря на проводившиеся неоднократно
восстановительные работы его разрушение не
приостановилось. Только в 1947 году, когда он стал
государственной собственностью, незаконченная
реставрация была возобновлена в систематизированном
порядке.
Сегодня залы Шамбора открыты для
публики, и взору посетителей представляет прекрасное
внутреннее убранство, в частности гобелены в
апартаментах Людовика XIV. Среди живописных работ
следует упомянуть портреты Генриха III и Анны
Австрийской. Другие залы хранят вещи и
принадлежности герцога де Бордо, графа де Шамбор и
последнего законного претендента на трон Франции.
Здесь можно видеть его кровать и батарею игрушечных
пушек; на нижнем этаже выставлены кареты,
выполненные в мастерских Гермеса в 1871 году. В этих
каретах граф де Шамбор предполагал осуществить свой
въезд в Париж.
рабочий кабинет Франциска I |
батарея миниатюрных пушек, принадлежавших герцогу Бордо |
покои Франциска I |
внутренняя часть фонаря над винтовой лестницей
|
польская кровать |
парадная комната 1861 года |
керамическая печь с гербами маршала Саксонского |
деталь потолка с саламандрой |
интерьер капеллы |
картинная галерея |
комната графа де Шамбор |
резная дверь в покоях Франциска I |
Заказывать тур по замкам Луары я рекомендую в туристической компании
Юник тур, которая работает напрямую с французскими туроператорами и уже на
протяжении многих лет специализируется именно на экскурсиях по замкам Луарской
долины.
Заказать тур по замкам Луары можно по телефону
Ведущий менеджер
Макарова Наталия Телефон в Москве 8 (495) 545 11 59
|