Анжер, лежащий на берегах
реки Майен, с древнейших времен был занят племенами
гордых кельтов, упорно сопротивлявшихся вторжению
римлян. В IX веке, по прошествии долгих лет набегов
норманнов, Фульк Нерра, граф Анжуйский, воздвиг
здесь укрепленный замок.
В 1228-1238 гг. Святой Людовик добавил к замку целый
комплекс фортификаций. Впоследствии этот ансамбль
был еще более расширен при Людовике I, герцоге
Анжуйском, и при Людовике II, который приказал здесь
построить готическую капеллу.
Одно время Анжер был резиденцией "доброго
короля" Рене Анжуйского, одновременно
короля Сицилии и Иерусалима, который вошел в историю
как благодетель своих подданных и блестящий
литератор; он любил праздники, турниры и часто
устраивал в замке рыцарские ристалища.
Наступившая затем долгая пора религиозных войн
послужила причиной упадка замка, и в 1585 году
Генрих III приказал его разрушить. Однако
пятиугольная крепость с ее цилиндрическими башнями
была настолько мощной, что удалось снести только
островерхие кровли башен. С приходом к власти
Генриха IV работы по сносу здания были
приостановлены, что позволило устроить в замке
празднества по случаю обручения Цезаря Вандомского с
Франсуазой Лотарингской.
Внутри замка можно увидеть знаменитую
шпалеру на сюжет Апокалипсиса, заказанную
Людовиком I Анжуйским в 1373 году. Эта несравненная
серия тканых картин, первоначально составлявшая в
длину 140 метров, была выполнена Никола Батайем по
эскизам Эннекена де Брюжа.
Шпалеры иллюстрируют последнюю книгу Библии -
"Откровение Св. Иоанна Богослова". В 1400 году
шпалеры хранились в архиепископстве Арля, а начиная
с 1474 года - в церкви Св. Маврикия в Анжере. Эти
гобелены, исчезнувшие в 1782 году, были обнаружены в
1848 году каноником Жубером, который предпринял их
реставрацию. На каждой картине присутствует образ
Св. Иоанна, принимающего участие в происходящих
событиях и поясняющего их. Оригинальные подписи
пришлось удалить вследствие их плохой сохранности.
Сюжеты, выполненные на гобеленах, сохраняют
загадочный и аллегорический, подчас трудно толкуемый
смысл текстов "Откровения Св. Иоанна Богослова". На
первой картине представлен сюжет со Св. Иоанном,
который по велению Господа, начинает описывать
"виденные им во благо Семь церквей", изображенных в
виде капелл.
Символика, присутствующая в этой сцене, повторяется
на всех гобеленах, особенно на следующих: на
гобелене, где Св. Иоанн видит Мессию в окружении
символических атрибутов и персонажей, изображающих
суть Мироздания. После сцены поклонения Мессии
следует изображение Св. Иоанна в слезах, вызванных
откровением божественных тайн после представления
Агнца. Всадники Апокалипсиса появляются на лошадях
разного цвета в сопровождении душ умерших, служащих
Господу Богу. После признания избранных происходят
таинства в присутствии Бога и ангела. В сценах
великого землетрясения, огненной звезды и орла
природные стихии разверзаются после четырех первых
звуков труб. Когда в пятый и шестой раз вострубили
трубы, хаос Вселенной множится.
На следующих панно Св. Иоанн дает толкование
пророческим знамениям семи громовых ударов труб и
символически поедает Книгу, взятую из рук ангела.
После того как Иоанн насладился небесной гармонией,
идет повествование о приключениях с двумя
свидетелями, спасенными Богом, о неминуемом
пришествии Мессии и о Страшном суде.
Далее иллюстрируется глава о Сатане, представленном
в разных обличьях: в виде дракона, угрожающего миру;
нападающего на роженицу, которую защищает Св.
Михаил, и сражающегося против верующих; в виде
морского чудовища и, наконец, в виде земного
чудовища.
После этих тревожных сцен космической катастрофы
ангелы из Нового Завета возвещают о разрушении
Вавилона и о наказании безбожников. Спасенные
праведники приняты Богом, тогда как на нечестивых
обрушивается гнев Господний и "ангелы срезают их,
как гроздья винограда". За изображением небесных
кар, сопровождаемых гневом Господним, следует
появление трех чудовищ и Вавилона - "матери мерзости
земной", который проваливается в бездну вместе с
тремя чудовищами и Сатаной.
Заканчивается шпалера образом светлого Иерусалима,
совершенство которого познает Св. Иоанн, перед тем
как пасть ниц перед Троицей. |